Мегаполисы задыхаются от смога
Был у меня опыт работы в казахстанской компании Sergeк.Tech, В портфолио компании в частности входит продукт "Traffic Management".
Одними из фичей продукта являются:
+ Оценка воздействия трафика авто на город
+ Моделирование и анализ оптимального движения. Борьба с пробками
+ Какой ущерб экологии наносит неконтролируемое движение автотранспорта
Теперь я работаю в другой сфере, но глаз теперь наметан замечать, что делают города для улучшения экологии.
Мегаполисы задыхаются от смога. Одна из причин - это большое количество автомобилей, пробки, двигатели на бензине и дизеле. Буквально недавно вернулся из Китая и подметил ряд интересных фактов, которые внедряют власти городов.
Гонконг. Обнуление пошлин на ввоз электроавтомобилей. Количество авто от производителя "Tesla" шокирует. И это неудивительно! Когда ты приезжаешь в Гонконг, "Тесла" реально на каждом шагу. Представьте себе, вы можете ввезти электромобиль, не платя пошлину! Это мощнейший стимул, чтобы задуматься об экологически чистом транспорте. В итоге, Гонконг стал одним из лидеров по количеству "Тесл" на душу населения. Посмотрите сами, как много их на улицах:
Гуанчжоу. На скоростных трассах есть полосы для электромобилей, и разрешение скорости на них выше на 20-40 километров. Номера различаются по цвету: авто на бензине и дизеле "синего" цвета, электроавтомобили опознаются по "зеленым" номерам. Это же гениально просто! Зеленый номер - это как "зеленый свет" для автомобилиста. Тебе и льготы, и тебя видно издалека, как участника "зеленого движения". На трассе ты летишь быстрее, чем "бензиновые собратья", и в потоке тебя сразу идентифицируют.
Вот такие простые действия стимулируют автовладельцев постепенно делать выбор в сторону авто на электроэнергию или гибридной тяге. И ведь это работает! Люди голосуют юанем/рублем/долларом, когда им создают выгодные и удобные условия. И не нужно никаких "кнутов", достаточно показать "морковку" в виде таких вот преференций.
Но Гонконг и Гуанчжоу - это только начало! Мировой опыт показывает, что существует целый арсенал инструментов для стимулирования перехода на электромобили. Вот еще несколько примеров, которые мне показались интересными:
- Норвегия: Эта страна вообще мировой лидер по электромобилизации. Там не просто обнулили пошлины, там полностью освободили электромобили от большинства налогов и сборов! Плюс, владельцам электрокаров предоставляют бесплатную парковку и зарядку на общественных станциях, бесплатный проезд по платным дорогам и паромным переправам, а также разрешение ездить по полосам общественного транспорта. Неудивительно, что там электромобиль - это уже не роскошь, а обыденность.
Калифорния, США: В этом штате действует программа субсидий на покупку электромобилей, а также налоговые льготы. Кроме того, владельцам электрокаров разрешено ездить по полосам для общественного транспорта (HOV lane), даже если в машине только водитель. Это особенно актуально в условиях калифорнийских пробок!
Великобритания: Здесь правительство предоставляет грант на покупку новых электромобилей, а также снижает налоги для компаний, которые переходят на электрический автопарк. В Лондоне действует зона сверхнизких выбросов (Ultra Low Emission Zone - ULEZ), где владельцы старых, грязных автомобилей должны платить сбор за въезд, а электромобили въезжают бесплатно. Это стимулирует людей пересаживаться на более экологичный транспорт.
Как видите, методов стимулирования перехода на электромобили достаточно много. Главное - это создать такие условия, при которых электромобиль становится не только экологически ответственным выбором, но и экономически выгодным и удобным для обычного человека. И тогда, глядишь, и наши мегаполисы смогут вздохнуть свободнее!